Победа в борьбе, как правило, достается тому, кто лучше знает противника. Успешно защититься от хакера сможет лишь тот, кто знает не меньше хакера. Каждый уважающий себя хакер должен понимать, как строятся команды, чтобы с легкостью манипулировать им, занимаясь дизассемблированием. Следовательно и тот, кто хочет защитить свою программу от дизассемблирования, не обойдется без понимания того, как процессор интерпретирует команды.
Формат инструкции архитектуры Intel приведен на рис.1. Это схематичное представление. Пока без размерностей и пояснений.
префикс | код операции | modR/M
SIB
| смещение
| непосредственный | операнд
|
|
|
|
| mod
| reg
| R/M
|
| Scale
| Index
| Base
|
| |
Рис.1. Формат команд процессора х86 фирмы Intel
Кроме поля кода операции все остальные поля являются необязательными, т.е. в одних командах могут присутствовать, а в других нет.
Префиксы делятся на четыре группы:
0F0h 0F2h 0F3h |
02Eh CS: 036h SS: 03Eh DS: 026h ES: 064h FS: 065h GS: |
Если используется более одного префикса из той же самой группы, то действие команды не определено и по-разному реализовано на разных типах процессоров.
Префикс переопределения размера операндов используется в 16-разрядном режиме для манипуляции с 32-битными операндами и наоборот. При этом он может стоять перед любой командой, например, 0x66:CLI будет работать! А почему бы и нет? Интересно, но отладчики этого не учитывают и отказываются работать. То же относится и к дизассемблерам, к примеру IDA Pro:
seg000:0100 start proc near seg000:0100 db 66h seg000:0100 cli seg000:0102 db 67h seg000:0102 sti seg000:0104 retn
На этом же основан один очень любопытный прием противодействия отладчикам, в том числе и знаменитому отладчику-эмулятору Cup386. Рассмотрим, как работает конструкция 0x66:RETN. Казалось бы, раз команда RETN не имеет операндов, то префикс 0x66 можно просто игнорировать. Но, на самом деле, все не так просто. RETN работает с неявным операндом-регистром ip/eip. Именно его и изменяет префикс. Разумеется, в реальном и 16-разрядном режиме указатель команд всегда обрезается до 16 бит, и поэтому, на первый взгляд, возврат сработает корректно. Но стек-то окажется несбалансированным! Из него вместе одного слова взяли целых два! Так нетрудно получить и исключение 0Ch - исчерпание стека.
Любопытно, какой простой, но какой надежный прием. Впрочем, следует признать, что перехват INT 0Ch под операционной системой Windows бесполезен, и, не смотря на все ухищрения, приложение, породившие такое исключение, будет безжалостно закрыто. Однако, в реальном режиме это работает превосходно.
Еще интереснее получится, если попытаться исполнить в 16-разрядном сегменте команду CALL. Если адрес перехода лежит в пределах сегмента, то ничего необычно ожидать не приходится. Инструкция работает нормально. Все чудеса начинаются, когда адрес выходит за эти границы. В защищенном 16-разрядном режиме при уровне привилегий CL0 с большой вероятностью регистр EIP "обрежется" до шестнадцати бит, и инструкция сработает (но, похоже, что не на всех процессорах). Если уровень не CL0, то генерируется исключение защиты 0Dh. В реальном же режиме эта инструкция может вести себя непредсказуемо. Хотя в общем случае должно генерироваться прерывание INT 0Dh. В реальном режиме его нетрудно перехватить и совершить дальний 'far'-переход в требуемый сегмент. Так поступает, например, операционная система Касперского OS\7R, дающая в реальном режиме плоскую (flat) модель памяти. Разумеется, такой поворот событий не может пережить ни один отладчик. Ни трассировщики реального режима, ни v86, ни protect-mode debugger, ни даже эмуляторы с этим справиться не в состоянии.
Одно плохо - все эти приемы не работают под Windows и другими операционными системами. Это вызвано тем, что обработка исключения типа "Общее нарушение защиты" всецело лежит на ядре операционной системы, что не позволяет приложениям распоряжаться им по своему усмотрению. Забавно, но в режиме эмуляции MS-DOS некоторые EMS-драйверы ведут себя в этом случае совершенно непредсказуемо. Часто при этом они не генерируют ни исключения 0Сh, ни 0Dh. Это следует учитывать при разработке защит, основанных на приведенных выше приемах.
Обратим внимание так же и на последовательности типа 0x66 0x66 [ххх]. Хотя фирма Intel не гарантирует корректную работу своих процессоров в такой ситуации, но фактически все они правильно интерпретируют такую ситуацию. Иное дело некоторые отладчики и дизассемблеры, которые спотыкаются и начинают некорректно вести себя.
Есть еще один интересный момент связанный с работой декодера микропроцессора.
Декодер за один раз считывает только 16 байт и, если команда "не уместится", то он просто не сможет считать "продолжение" и сгенерирует исключение "Общее нарушение защиты". Однако, иначе ведут себя эмуляторы, которые корректно обрабатывают "длинные" инструкции.
Впрочем, все это очень процессорно-зависимо. Никак не гарантируется сохранение и поддержание этой особенности в будущих моделях, и поэтому злоупотреблять этим не стоит, иначе ваша защита откажется работать.
Префиксы переопределения сегмента могут встречаться перед любой командой, в
том числе и не обращающейся к памяти, например, CS:NOP вполне успешно
выполнится. А вот некоторые дизассемблеры сбиться могут. К счастью, IDA Pro к
ним не относится. Самое интересное, что комбинация
DS: FS: FG: CS: MOV AХ,[100]
работает вполне нормально (хотя это и не гарантируется фирмой Intel). При этом
последний префикс в цепочке перекрывает все остальные. Некоторые отладчики,
наоборот, ориентируются на первый префикс в цепочке, что дает неверный
результат. Этот пример хорош тем, что великолепно выполняется под Windows и
другими операционными системами. К сожалению, на декодирование каждого префикса
тратится один такт, и все это может медленно работать.
Само поле кода операции занимает восемь бит и чаще всего имеет следующий формат (рис. 2):
код операции | направ- ление | размер | |||||
регистр | |||||||
условие | инверсия | ||||||
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Рис. 2. Формат поля "Код операции"
Поле размера указывает на размер операндов. Это поле равно 0, если операнды имеют размер в один байт. Это поле равно 1, если операнды имеют размер в слово (двойное слово в 32-битном режиме или в 16-битном режиме с префиксом 0x66).
Поле направления обозначает, какой из операндов будет приемником. Если направление равно 0, то приемник - правый операнд, если же направление равно 1, то приемник - левый операнд. На примере инструкции mov bx,dx видно, как можно поменять местами операнды, изменив всего один бит:
8BDA mov bx,dx 10001011b 89DA mov dx,bx 10001001b
Однако, давайте задумаемся, как поле направления
будет вести себя, когда один из операндов непосредственное значение? Разумеется,
что оно не может быть приемником и независимо от содержимого этого бита будет
только источником. Инженеры Intel учли такую ситуацию и нашли оригинальное
применение, часто экономящее в лучшем случае целых три байта. Рассмотрим
ситуацию, когда операнду размером слово или двойное слово присваивается
непосредственное значение по модулю меньшее 0100h. Ясно, что значащим
является только младший байт, а стоящие слева нули по правилам математики можно
отбросить. Но попробуйте объяснить это процессору! Потребуется пожертвовать
хотя бы одним битом, чтобы указать ему на такую ситуацию. Вот для этого и
используется бит направления. Рассмотрим следующую команду:
Если теперь флаг направления установить в единицу, то произойдет следующие:
Таким образом, мы экономим один байт в 16-разрядном режиме и целых три - в 32-разрядом. Этот факт следует учитывать при написании самомодифицирующегося кода. Большинство ассемблеров генерируют второй (оптимизированный) вариант, и длина команды оказывается меньше ожидаемой. На этом, кстати, основан очень любопытный прием против отладчиков. Посмотрите на следующий пример:
00000100: 810600010200 add w,[00100],00002 00000106: B406 mov ah,006 00000108: B207 mov dl,007 0000010A: CD21 int 021 0000010C: C3 retn
После выполнения инструкция в строке 0100h приобретет следующий вид:
00000100: 8206000102 add b,[00100],002
00000105: 00B406B2 add [si],[0B206],dh
↑
ip после выполнения команды процессором
То есть, текущая команда станет на байт короче! И "отрезанный" ноль теперь стал частью другой команды! Но при выполнении на "живом" процессоре такое не произойдет, т.к. следующие значение ip вычисляется еще до выполнения команды на стадии ее декодирования.
Совсем другое дело отладчики, и особенно отладчики-эмуляторы, которые часто вычисляют значение ip после выполнения команды (это легче запрограммировать). В результате чего наступает крах. Маленькая тонкость - до или после оказалась роковой, и вот вам в подтверждение дамп экрана:
CS:0100 8306000102 add word ptr [0100],02 CS:0105 00В406В2 add [si-4DFA],dh CS:0109 07 pop es CS:010A CD21 int 21 CS:010С СЗ ret |
Заметим, что этот прием может быть бессилен против трассирующих отладчиков (debug.com, DeGlucker, Cup386), поскольку значение ip за них вычисляет процессор и делает это правильно.
Однако, на "обычные" отладчики управа всегда найдется, а с эмуляционными справиться гораздо труднее, и приведенный пример один из немногих, способных возыметь действие на виртуальный процессор.
Формат кода операции разнится от одной команды к другой, однако, можно выделить и некоторые общие правила. Практически для каждой команды, если регистром-приемником фигурирует AХ(AL), существует специальный однобайтовый код, который содержится в трех младших битах регистра-источника. Этот факт следует учитывать при оптимизации. Так, среди двух инструкций:
XCHG AХ,ВХ и XCHG BX,DX
следует всегда выбирать первую, т.к. она на байт короче. (Кстати, инструкция XCHG AX,AX более известна нам как NOP. О достоверности этого факта часто спорят в конференциях, но на странице 340 руководства №24319101 "Instruction Set Reference Manual" фирмы Intel это утверждается совершенно недвусмысленно. Любопытно, что, выходит, никто из многочисленных спорщиков не знаком даже с оригинальным руководством производителя).
Для многих команд условного перехода четыре младших бита обозначают условие операции. Точнее говоря, условие задается в битах 1-3, а установка бита 0 приводит к его инверсии (таблица 1).
Код | Мнемоника | Условие |
0000 | 0 | Переполнение |
0010 | B,NAE | Меньше |
0100 | Z | Равно |
0110 | BE,NA | Меньше или равно |
1000 | S | Знак |
1010 | P,PE | Четно |
1100 | L,NGE | Меньше (знаковое) |
1110 | LE,NG | Меньше или равно (знаковое) |
Как видим, условий совсем немного, и проблем с их запоминанием обычно не возникает. Теперь уже не нужно мучительно вспоминать 'jz' - это 74h или 75h. Так как младший бит первого равен нулю, то 'jz' - это 74h, a 'jnz', соответственно, 75h.
Далеко не все коды операций смогли поместиться в первый байт. Инженеры Intel задумались о поиске дополнительного места для размещения еще нескольких бит и обратили внимание на байт modR/M. Подробнее он описан ниже, а пока рассмотрим приведенный выше рисунок (рис. 1). Трех-битовое поле reg, содержащие регистр-источник, очевидно, не используется, если вслед за ним идет непосредственный операнд. Так почему бы его не использовать для задания кода операции? Однако, процессору требуется указать на такую ситуацию. Это делает префикс 0Fh, размещенный в первом байте кода. Да, именно префикс, хотя документация Intel этого прямо и не подтверждает. При этом на не-ММХ процессорах для его декодирования требуется дополнительный такт. Intel же предпочитает называть первый байт основным, а второй уточняющим кодом операции. Заметим, что это же поле используют многие инструкции, оперирующие одним операндом (jmp, call). Все это очень сильно затрудняет написание собственного ассемблера/дизассемблера, но зато дает простор для создания самомодифицирующегося кода и, кроме того, вызывает восхищение инженерами Intel, до минимума сокративших размеры команд. Конечно, это досталось весьма непростой ценой. И далеко не все дизассемблеры работают правильно. С другой стороны именно благодаря этому и существуют защиты, успешно противостоящие им.
Избежать проблем можно, лишь четко представляя себе сам принцип кодировки команд, а не просто работая с "мертвой" таблицей кодов операций, которую многие авторы вводят в дизассемблер и на том успокаиваются, так как внешне все работает правильно.
К тонкостям кодирования команд мы еще вернемся, а пока приготовимся к разбору поля modR/M. Два трехбитовых поля могут задавать код регистра общего назначения по следующей таблице (таблица 2):
Код | 8 бит операнд | 16 бит операнд | 32 бит операнд |
000 | AL | AX | ЕAХ |
001 | CL | CX | ЕСХ |
010 | DL | DX | EDX |
011 | BL | BX | ЕВХ |
100 | AH | SP | ESP |
101 | CH | BP | ЕВР |
110 | DH | SI | ESI |
111 | BH | DI | EDI |
Опять можно восхищаться лаконичностью инженеров Intel, которые ухитрились всего в трех битах закодировать столько регистров. Это, кстати, объясняет, почему нельзя выборочно обращаться к старшим и младшим байтам регистров SP, ВР, SI, DI и, аналогично, к старшему слову всех 32-битных регистров. Во всем "виновата" оптимизация и архитектура команд. Просто нет свободных полей, в которые можно было бы "вместить" дополнительные регистры. Сегодня мы вынуждены расхлебывать результаты архитектурных решений, выглядевшими такими удачными всего лишь десятилетие назад.
Обратите внимание на порядок регистров: AХ, СХ, DX, BX, SP, BP, SI, DI. Немного не по алфавиту, верно? И особенно странно в этом отношении выглядит регистр ВХ. Но, если понять причины, то никакой нужны запоминать это исключение не будет, т.к. все станет на свои места: ВХ - это индексный регистр, и первым стоит среди индексных.
Таким образом, мы уже можем "вручную" без дизассемблера распознавать в шестнадцатеричном дампе регистры-операнды. Очень неплохо для начала! Или писать самомодифицирующийся код. Например:
00000000: 800Е070024 or b, [00007] ,024 00000005: FA cli 00000006: ЗЗС0 xor ax, ax 00000008: FB sti
Он изменит 6-ю строку на XOR SP,SP. Это "завесит" многие отладчики, и, кроме того, не позволит дизассемблерам отслеживать локальные переменные адресуемые через SP. Хотя IDA Pro и позволяет скорректировать стек вручную, для этого надо сначала понять, что SP обнулился. В приведенном примере это очевидно (но в глаза, кстати, не бросается), а если это произойдет в многопоточной системе? Тогда изменение кода очень трудно будет отследить, особенно в листинге дизассемблера. Однако, нужно помнить, что самомодифицирующийся код все же уходит в историю. Сегодня он встречается все реже и реже.
2-битная кодировка | 3-битная кодировка | ||
00 ES 01 CS 10 SS 11 DS |
Первоначально сегментные регистры кодировались всего двумя битами и этого с вполне хватало, т.к. их было всего четыре. Позже, когда количество их увеличилось, перешли на трехбитную кодировку. При этом две кодовые комбинации (110b и 111b) в настоящее время не применяются и вряд ли будут добавлены в ближайшем будущем. Но что же будет, если попытаться их использовать? Генерация INT 06h. А вот отладчики-эмуляторы могут вести себя странно. Одни не генерируют при этом прерывания, чем себя и выдают, а другие - ведут себя непредсказуемо, т.к. при этом требуемый регистр может находится в области памяти, занятой другой переменной (это происходит, когда ячейка памяти определяется по индексу регистра, при этом считываются три бита и суммируются с базой, но никак не проверяются пределы).
Поведение дизассемблеров так же разнообразно. Вот, например,
Hiew: 00000000: 8Е ??? 00000001: F8 clc 00000002: СЗ retn gview: 00000000: 8EF8 mov !s,ax 00000002: СЗ ret IDA Pro: seg000:0100 start db 8 Eh seg000:0101 db 0F8h seg000:0102 db 0C3h
Кстати, IDA Pro вообще отказывается анализировать весь последующий код. Как это можно использовать? Да очень просто - если эмулировать еще два сегментных регистра в обработчике INT 06h, то очень трудно это будет как отлаживать, так и дизассемблировать программу. Однако, это опять-таки не работает под Win32!
Управляющие/отладочные регистры кодируются нижеследующим образом:
Управляющие регистры | Отладочные регистры | ||||||||||||||||||||||
000 | CR0DR0
| 001 | Зарезервировано | DR1
| 010 | CR2 | DR2
| 011 | CR3 | DR3
| 100 | CR4 | Зарезервировано
| 101 | Зарезервировано | Зарезервировано
| 110 | Зарезервировано | DR6
| 111 | Зарезервировано | DR7
| |
Заметим, что коды операций mov, манипулирующих этими регистрами, различны, поэтому-то и возникает кажущееся совпадение имен. С управляющими регистрами связана одна любопытная мелочь. Регистр CR1, как известно большинству, в настоящее время зарезервирован и не используется. Во всяком случае, так написано в русскоязычной документации. На самом деле регистр CR1 просто не существует! И любая попытка обращения к нему вызывает генерацию исключение INT 06h. Например, сир386 в режиме эмуляции процессора этого не учитывает и неверно исполняет программу. А все дизассемблеры, за исключением IDA Pro, неправильно дизассемблируют этот несуществующий регистр:
IDA Pro: seg000:0100 start db 0Fh seg000:0101 db 20h seg000:0102 db 0C8h seg000:0103 db 0C3h Sourcer: 4305:0100 start: 4305:0100 0F 20 C8 mov eax,crl 4305:0103 C3 retn или: 4305:0100 start: 4305:0100 0F 20 F8 mov eax, cr7 4305:0103 C3 retn
Все эти команды на самом деле не существуют и приводят к вызову прерывания INT 06h. He так очевидно, правда? И еще менее очевидно обращение к регистрам DR4-DR5. При обращении к ним исключения не генерируется.
Между прочим, IDA Pro 3.84 дезассемблирует не все регистры. Зато великолепно их ассемблирует (кстати, ассемблер этот был добавлен другим разработчиком).
Пользуясь случаем, акцентируем внимание на сложностях, которые подстерегают при написании собственного ассемблера (дизассемблера). Документация Intel местами все же недостаточно ясна (как в приведенном примере), и неаккуратность в обращении с ней приводит к ошибкам, которыми может воспользоваться разработчик защиты против хакеров.
Теперь перейдем к описанию режимов адресации микропроцессоров Intel. Тема очень интересная и познавательная не только для оптимизации кода, но и для борьбы с отладчиками.
Первым ключевым элементом является байт modR/M.
mod
reg
| R/M
| 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0
| |
Рис. 3. Формат байта modR/M
Если mod содержит 11b, то два следующих поля будут представлять собой регистры. (Это так называемая регистровая адресация). Например:
Как отмечалось выше, по байту modR/M нельзя точно установить регистры. В зависимости от кода операции и префиксов размера операндов, результат может коренным образом меняться.
Биты 3-5 могут вместо определения регистра уточнять код операции (в случаи, если один из операндов представлен непосредственным значением). Младшие три бита всегда либо регистр, либо способ адресации, что зависит от значения mod. A вот биты 3-5 никак не зависят от выбранного режима адресации и задают всегда либо регистр, либо непосредственный операнд.
Формат поля R/M, строго говоря, не документирован, однако достаточно очевиден, что позволяет избежать утомительного запоминания совершенно нелогичной на первый взгляд таблицы адресаций (таблица 3).
XX | X
| |
0 - нет базирования 1 - есть базирование |
если 2-й бит=0, то X: '0' - SI, '1' - DI если 2-й бит=1, то X: '0' - BP, '1' - BX | |||
если 3-й бит=0, то X: '0' - база BX, '1' - BP если 3-й бит=1, то X: '0' - индексный регистр, '1' - базовый |
Рис. 4. Формат поля R/M.
Возможно, кому-то эта схема покажется витиеватой и трудной для запоминания, но зубрить все режимы без малейшего понятия механизма их взаимодействия еще труднее, кроме того, нет никакого способа себя проверить и проконтролировать ошибки.
Действительно, в поле R/M все три бита тесно взаимосвязаны, в отличии от поля mod, которое задает длину следующего элемента в байтах.
[Reg+Reg]
Код | операции
| 00
| reg
| Mem
|
| 7 | 0 |
| 7 | 0
|
| [Reg+Reg+Offset8]
| Код | операции
| 01
| reg
| Mem
|
| Offset8 |
| 7 | 0 |
| 7 | 0
|
| [Reg+Reg+Offset16]
| Код | операции
| 10
| reg
| Mem
|
| Offset16
| 7 | 0 |
| 7 | 0
| |
Рис. 5. Формат команды в зависимости от поля mod.
Разумеется, не может быть смещения Offset 12, (т.к. процессор не оперирует с полуторными словами), а комбинация 11 указывает на регистровую адресацию.
Может возникнуть вопрос, как складывать с 16-битным регистром 8-битное смещение? Конечно, непосредственному сложению мешает несовместимость типов, поэтому процессор сначала расширяет 8 бит до слова с учетом знака. Поэтому, диапазон возможных значений составляет от -127 до 127 (или от -0x7F до 0x7FF).
Все вышесказанное проиллюстрировано в приведенной ниже таблице 3. Обратим внимание на любопытный момент - адресация типа [ВР] отсутствует. Ее ближайшим эквивалентом является [ВР+0]. Отсюда следует, что для экономии следует избегать непосредственного использования ВР в качестве индексного регистра. ВР может быть только базой. И mov ax,[bр] хотя и воспринимается любым ассемблером, но ассемблируется в mov ах,[bр+0], что на байт длиннее.
Исследовав приведенную ниже таблицу 3, можно прийти к выводу, что адресация в процессоре 8086 была достаточно неудобной. Сильнее всего сказывалось то ограничение, что в качестве индекса могли выступать только три регистра (ВХ, SI, DI), когда гораздо чаще требовалось использовать для этого СХ (например, в цикле) или AХ (как возвращаемое функцией значение).
Поэтому, начиная с процессора 80386 (для 32-разрядного режима), концепция адресаций была пересмотрена. Поле R/M стало всегда выражать регистр независимо от способа его использования, чем стало управлять поле mod, задающие, кроме регистровой, три вида адресации:
mod адрес |
00 [Reg] 01 [Reg + 08] 10 [Reg + 32] 11 Reg |
Видно, что поле mod по-прежнему выражает длину следующего поля - смещения, разве что с учетом 32-битного режима, где все слова расширяются до 32 бит.
Напомним, что с помощью префикса 0x67 можно и в 16-битном режиме использовать 32-битный режимы адресации, и наоборот. Однако, при этом мы сталкиваемся с интересным моментом - разрядность индексных регистров остается 32-битной и в 16-битном режиме!
В реальном режиме, где нет понятия границ сегментов, это действительно будет работать так, как выглядит, и мы сможем адресовать первые 4 мегабайта памяти (32 бита), что позволит преодолеть печально известное ограничение размера сегмента 8086 процессоров в 64К. Но такие приложения окажутся нежизнеспособными в защищенном или V86 режиме. Попытка вылезти за границу 64К сегмента вызовет исключение 0Dh, что приведет к автоматическому закрытию приложения, скажем, под управлением Windows. Аналогично поступают и отладчики (в том числе и многие эмуляторы, включая Cup386).
Сегодня актуальность этого приема, конечно, значительно снизилась, поскольку "голый DOS" практически уже не встречается, а режим его эмуляции Windows крайне неудобен для пользователей.
16-разрядный режим | 32-разрядный режим | ||||||||||||||||
адрес | mod | R/M | адрес | mod | R/M | ||||||||||||
[BX+SI] [BX+DI] [BP+SI] [BP+DI] [SI] [DI] смещ16 [ВХ] |
Изучив эту таблицу, можно прийти к заключению, что система адресации 32-битного режима крайне скудная и ни на что серьезное ее не хватит. Однако, это не так. В 386+ появился новый байт SIB, который расшифровывается как Scale-Index Base.
Процессор будет ждать его вслед за R/M всякий раз, когда последний
равен 100b. Эти поля отмечены в таблице как
Scale
Index
| Base
| 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0
| |
Рис. 6. Формат поля SIB.
Здесь Base - базовый регистр, Index - индексный, а два байта Scale - степень двойки для масштабирования. Поясним введенные термины. Ну, что такое индексный регистр, понятно всем. Например, SI. Теперь же в качестве индексного можно использовать любой регистр. За исключением, правда, SP; впрочем, можно выбирать и его, но об этом позже.
Базовый регистр - это регистр, который суммируется с индексным. Например, [BP+SI]. Аналогично, базовым теперь может быть любой регистр. При этом есть возможность в качестве базового выбрать SP. Заметим, что если мы выберем этот регистр в качестве индексного, то вместо SP получим - "никакой": в этом случае адресацией будет управлять только базовый регистр.
Base | EAX 000 | ECX 001 | EDX 010 | EBX 011 | ESP 100 | EBP* 101 | ESI 110 | EDI 111 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Index | S | шестнадцатеричное значение SIB | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[ЕAХ] [ЕСХ] [EDX] [ЕВХ] нет [ЕВР] [ESI] [EDI] |
Масштабирование - это уникальная возможность умножать индексный регистр на 1, 2, 4, 8 (т.е. степень двойки, которая задается в поле Scale). Это очень удобно для доступа к различным структурам данных. При этом индексный регистр, являющийся одновременно и счетчиком цикла, будет указывать на следующий элемент структуры даже при единичном шаге цикла (что чаще всего и встречается). В таблице 4 показаны все возможные варианты значений байта SIB.
Если при этом в качестве базового регистра будет выбран ЕВР, то полученный режим адресации будет зависеть от поля mod предыдущего байта. Возможны следующие варианты:
mod действие |
00 смещение32[index] - регистр EBP в адресации не участвует!
01 смещение8[EBP][index]
10 смещение32[EBP][index] |
Итак, мы полностью разобрались с кодировкой команд. Осталось лишь выучить непосредственно саму таблицу кодов, и можно отправляться в длинный и тернистый путь написания собственного дизассемблера.
За это время, надеюсь, у вас разовьются достаточные навыки для ассемблирования/дизассемблирования в уме. Впрочем, есть множество эффективных приемов, позволяющих облегчить сей труд. Ниже я покажу некоторые из них. Попробуем без дизассемблера взломать crackme01.com. Для этого даже не обязательно помнить коды всех команд!
00000000: B4 09 BA 77 01 CD 21 FE C4 BA 56 01 CD 21 8A 0E | .єw.ќ!.єV.ќ!К. 00000010: 56 01 87 F2 AC 02 E0 E2 FB BE 3B 01 30 24 46 81 | V.З.м.рт.Ћ;.0$FБ 00000020: FE 56 01 72 F7 4E 02 0C 81 FE 3B 01 73 F7 80 F9 | .V.rÏN..Б.;.s.A. 00000030: C3 74 08 B4 09 BA BE 01 CD 21 C3 B0 94 29 9A 64 | t..єЋ.ќ!ЋФ)Ъd 00000040: 21 ED 01 E3 2D 2A 70 41 53 53 57 4F 52 44 00 6F | !э.у-*pASSWORD.o 00000050: 6B 01 20 2A 04 B0 20 00 00 00 00 00 00 00 00 00 | k..*.Ћ.......... 00000060: 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 | ................ 00000070: 00 00 00 00 00 00 00 43 72 61 63 6B 20 4D 65 20 | .......Crack Me 00000080: 20 30 78 30 20 3A 20 54 72 79 20 74 6F 20 66 6F | 0x0 : Try to fo 00000090: 75 6E 64 20 76 61 6C 69 64 20 70 61 73 73 77 6F | und valid passwo 000000A0: 72 64 20 28 63 29 20 4B 50 4E 43 0D 0A 54 79 70 | rd (c) KPNC..Typ 000000B0: 65 20 70 61 73 73 77 6F 72 64 20 3A 20 24 0D 0A | e password : $.. 000000C0: 50 61 73 73 77 6F 72 64 20 66 61 69 6C 2E 2E 2E | Password fail... 000000D0: 20 74 72 79 20 61 67 61 69 6E 0D 0A 24 | try again..$
Итак, для начала поищем, кто выводит текст 'Crack me... Type password:'. В самом файле начало текста расположено со смещением 77h. Следовательно, учитывая, что com-файлы загружаются, начиная со смещения 100h, эффективное смещение равняется 100h+77h=177h. Учитывая обратное расположение старших и младших байт, ищем в файле последовательность 77h 01h.
00000000: В4 09 ВA 77 01 CD 21
Вот она! Но что представляет собой код 0BAh? Попробуем определить это по трем младшим битам. Они принадлежат регистру DL(DX). А 0B4h 09h - это * AH,9. Теперь нетрудно догадаться, что оригинальный код выглядел как:
MOV AH,9
MOV DX,0177h
И это при том, что не требуется помнить код команды MOV! (Хотя это очень распространенная команда и запомнить ее код все же не помешает).
Вызов 21-го прерывания 0CDh 21h легко отыскать, если запомнить его символьное представление '=!' в правом окне дампа. Как нетрудно видеть, следующий вызов INT 21h лежит чуть правее по адресу 0Ch. При этом DX указывает на 0156h. Это соответствует смещению 056h в файле. Наверняка эта функция читает пароль. Что ж, уже теплее. Остается выяснить, кто и как к нему обращается. Ждать придется недолго.
чтение строки CL(CX) ↓ ↓ 00000000: B4 09 BA 77 01 CD 21 FE C4 BA 56 01 CD 21 8A 0E ← 00 001 110 00000010: 56 01 87 F2 AC 02 E0 E2 FB BE 3B 01 30 24 46 81 ↑ ↑ ↑ смещение16 BP смещение пароля
При разборе байта 0Eh не забудьте, что адресации [ВР] не существует в природе. Вместо этого мы получим [offset16]. На размер регистра и приемник результата указывают два младших бита байта 08Ah. Они равны 10b. Следовательно, мы имеем дело с регистром CL, в который записывается содержимое ячейки [0156h].
Все, знакомые с ассемблером, усмотрят в этом действии загрузку длины пароля (первый байт строки) в счетчик. Неплохо для начала? Мы уже дизассемблировали часть файла и при этом нам не потребовалось знание ни одного кода операции, за исключением, быть может, 0CDh, соответствующего команде INT.
Вряд ли мы скажем, о чем говорит код 087h. (Впрочем, обращая внимание на его близость к операции NOP, являющейся псевдонимом XCHG AХ,AХ, можно догадаться, что 087h - это код операции XCHG). Обратим внимание на связанный с ним байт 0F2h:
SI ↓ F2 → 11 110 010 ↑ ↑ Reg/Reg (DX)
Эта команда заносит в SI смещение пароля, содержащееся в DX. Такой вывод следует исключительно из смыслового значения регистров (код команды игнорируется). К сожалению, этого нельзя сказать о следующем байте - 0ACh. Это код операции LODSB, и его надо просто запомнить.
0x02 - код операции ADD, а следующий за ним байт - код AH,AL.
0хЕ2 - код операции LOOP, а следующий за ним байт - знаковое относительное смещение перехода.
00000010: 56 01 87 F2 AC 02 E0 E2 FB BE 3B 01 30 24 46 81 ↑______ 5 ______|
Чтобы превратить его в знаковое целое, необходимо дополнить его до нуля, (операция NEG, которую большинство калькуляторов не поддерживают). Тот же самый результат мы получим, если отнимем от 0100h указанное значение (в том случае, если разговор идет о байте). В нашем примере это равно пяти. Отсчитаем пять байт влево от начала следующей команды. Если все сделать правильно, то вычисленный переход должен указывать на байт 0ACh (команда LODSB), впрочем, последнее было ясно и без вычислений, ибо других вариантов, по-видимому, не существует.
Почему? Да просто данная процедура подсчета контрольной суммы (или точнее хеш-суммы) очень типична. Впрочем, не стоит всегда полагаться на свою интуицию и "угадывать" код, хотя это все же сильно ускоряет анализ.
С другой стороны, хакер без интуиции - это не хакер. Давайте применим нашу интуицию, чтобы "вычислить", что представляет собой код следующей команды. Вспомним, что 0B4h (10110100b) - это MOV AН,imm8.
0BEh очень близко к этому значению, следовательно, это операция MOV. Осталось определить регистр-приемник. Рассмотрим обе команды в двоичном виде:
Как уже говорилось выше, младшие три бита - это код регистра. Однако, его невозможно однозначно определить без утончения размера операнда. Обратим внимание на третий (считая от нуля) бит. Он равен нулю для AН и единице в нашем случае. Рискнем предположить, что это и есть бит размера операнда, хотя этого явно и не уточняет Intel, но вытекает из самой архитектуры команд и устройства декодера микропроцессора.
Обратим внимание, что это, строго говоря, частный случай, и все могло оказаться иначе. Так, например, четвертый справа бит по аналогии должен быть флагом направления или знакового расширения, но увы - таковым в данном случае не является. Четыре левые бита - это код операции mov reg, imm. Запомнить его легко - это "13" в восьмеричном представлении.
Итак, 0BEh 0ЗВh 001h - это MOV SI, 013Bh. Скорее всего, 01ЗВh - это смещение, и за этой командой последует расшифровщик очередного фрагмента кода. А может быть и нет - это действительно смелое предположение. Однако, байты 0З0h 024h это подтверждают. Хакеры обычно так часто сталкиваются с функций хоr, что чисто механически запоминают значение ее кода.
Не трудно будет установить, что эта последовательность дизассемблируется как XOR [SI],AН. Следующий байт 046h уже нетрудно "угадать" - INC SI. Кстати, посмотрим, что же интересного в этом коде:
Третий бит равен нулю! Выходит команда должна выглядеть как INC AН!
(Что кстати, выглядит непротиворечиво смысле дешифровщика). Однако, все же это
INC SI. Почему мы решили, что третий бит - флаг размера? Ведь Intel
этого никак не гарантировала! А команда 'INC byte' вообще выражается
через дополнительный код, что на байт длиннее.
Выходит, что как ни полезно знать архитектуру инструкций, все же таблицу кодов команд хотя бы местами надо просто выучить. Иначе можно впасть в глубокое заблуждение и совершить грубые ошибки. Хотя с другой стороны, знание архитектуры порой очень и очень помогает.
© Колесников Дмитрий Геннадьевич
Учебник по СайтоСтроению
-
Сервис тигуан +в москве пройти техобслуживание фольксваген tiguan в москве. |