При этом, желая ограничить доступ к такой информации, компании обычно не выходят за рамки устных указаний своим сотрудникам, установления паролей на отдельных офисных компьютерах, приобретения сейфа для хранения документов. Однако всех этих мер оказывается недостаточно, когда речь заходит о контрольных мероприятиях, проводимых различными государственными контролирующими структурами (налоговые органы, органы МВД и прокуратуры и т.п.) При наличии соответствующих оснований компьютеры могут быть изъяты, сейфы - вскрыты, пароли - расшифрованы. В результате организация оказывается незащищенной перед лицом проверок со стороны различных государственных органов.
Существуют ли правовые механизмы для защиты коммерческой информации от изъятия контролирующими органами?
В российском законодательстве уже давно появилась возможность защитить легальными способами коммерческую информацию от разглашения. В соответствии с главой 75 ГК РФ каждая организация вправе ограничить доступ к информации, связанной с ее предпринимательской деятельностью, а также установить в отношении нее режим коммерческой тайны, и тогда у этой организации возникнет исключительное право на использование соответствующих сведений, то есть, исключительное право на секрет производства (ноу-хау).
Какая же информация может быть защищена с помощью режима коммерческой тайны? Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - Закон о коммерческой тайне), согласно которому режим коммерческой тайны может быть распространен на любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. К их числу может быть отнесена информация любого характера, в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности - например, содержание сделок с контрагентами, результаты исследований рынка, отчеты сотрудников, содержание деловой переписки и т.д. Исключения составляют сведения, содержащиеся в учредительных документах, численность и состав работников, задолженность по выплате заработной платы и некоторые другие сведения.
С момента установления организацией режима коммерческой тайны конфиденциальность подпадающих под действие этого режима сведений охраняется законом, также как и интересы организации, связанные с неразглашением этих сведений (в т.ч. из-за необоснованного изъятия со стороны контролирующих органов, доведения до сведения контрагентов и т.п.). Согласно п. 1 ст. 14 Закона о коммерческой тайне лица, необоснованно получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, могут понести за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную или уголовную ответственность.
Вопрос: могут ли государственные органы на законных основаниях получить при проведении контрольных мероприятий доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.
Общее правило, регламентирующее порядок предоставления государственным органам информации, составляющей коммерческую тайну, закреплено в ст. 6 Закона о коммерческой тайне. С одной стороны, в ней говорится, что по мотивированному требованию государственного органа предоставить информацию, составляющую коммерческую тайну, обладатель этой информации предоставляет ее на безвозмездной основе. Вместе с тем, законом предусмотрена возможность обладателя конфиденциальной информации отказаться от ее представления. В случае такого отказа соответствующий государственный орган вправе затребовать необходимую ему информацию только в судебном порядке.
Иными словами, если организация сочтет, что истребование у нее «засекреченной» информации может навредить ее интересам, она может отказаться от ее предоставления. В этом случае насильственное изъятие соответствующей информации без санкции суда будет являться незаконным и станет основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.
Правоохранительные органы не вправе изымать информацию, составляющую коммерческую тайну. Для ее получения им необходимо обратиться за санкцией суда, который и должен будет принять решение об обоснованности такого изъятия. При этом, даже если силовики осуществят насильственное изъятие информации в обход закона, они не смогут использовать эту информацию в качестве доказательств, поскольку такие доказательства будут считаться полученными с нарушением закона.
Однако, есть исключение. И состоит оно в изъятии у налогоплательщика информации налоговыми органами. Действующее российское законодательство не препятствует налоговикам осуществлять выемку документов и предметов в порядке ст. 94 НК РФ, даже если на них зафиксирована информация, составляющая коммерческую тайну, и для этого им не надо получать специальную санкцию суда. Почему же у налоговых органов особый статус при работе с «засекреченной» информацией?
В налоговом законодательстве предусмотрен специальный институт, направленный на защиту конфиденциальности информации о налогоплательщиках - институт налоговой тайны. Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (за некоторыми исключениями). Все эти сведения имеют специальный режим хранения и доступа и не подлежат разглашению, в противном случае виновных лиц можно привлечь к ответственности. Это в полной мере обеспечивает соблюдение интересов проверяемого лица по сохранению конфиденциальности полученной налоговыми органами информации.
Вместе с тем, выемка документов и предметов налоговыми органами производится только на основании мотивированного постановления, причем исключительно в случае непредставления затребованных документов либо при наличии реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены этих документов. Доказать необходимость произведения выемки при отсутствии указанных выше обстоятельств достаточно трудно, поэтому налоговым органам проще привлечь для проведения выемки предметов милиционеров, для которых подобных ограничений нет. Тем более, что при проведении выездных налоговых проверок в состав проверяющих часто включаются представители МВД России, которые активно участвуют в ней, а при необходимости «содействуют» в изъятии. Единственным препятствием для них может стать введение режима коммерческой тайны.
Внедрение коммерческой тайны является трудоемким процессом и требует профессионального подхода, поскольку данная процедура подвержена тщательной законодательной регламентации, и при несоблюдении каких-либо формальностей режим коммерческой тайны не будет считаться установленным, а соответствующая информация не получит защиты. Чтобы «режим секретности» начал действовать, необходимо выполнение нескольких обязательных условий, связанных с обращением конфиденциальной информации. Их лучше всего закрепить в специально разработанном Положении, которое утверждается приказом генерального директора.
Только при реализации всех вышеперечисленных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным, и у организации появится возможность защищать информацию от разглашения. Еще раз отметим: соблюсти все тонкости в данном случае непросто, поэтому если существует реальная потребность в защите конфиденциальности информации, то проведение соответствующих процедур стоит доверить специалистам соответствующего профиля.
© Колесников Дмитрий Геннадьевич
Учебник по СайтоСтроению
-
Клиничсекий нутрициолог разбор анализов нутрициолог онлайн сайт;Клиничсекий нутрициолог : гайды нутрициолога скачать смотреть |